К концу восьмидесятых готика в Великобритании, и в целом в Европе, начинает постепенно затихать и затухать. Интерес масс-медиа к готик-року заметно поуменьшился. К тому времени в немецком треугольнике (Германии – Австрии – Швейцарии) подросло новое поколение молодых готов, полных творческих идей и энтузиазма, при этом не обремененных музыкальным консерватизмом и готовых на эксперимент. На этой почве и взросло новое, самое экспрессивное, направления в готической музыке «dark wave» (или «тёмная волна»).
К концу восьмидесятых – начале девяностых, образуется ряд коллективов отказавшихся от классической роковой схемы 4-ёх музыкантов: вокалиста, соло- и бас- гитариста и ударника, в пользу искусственного преимущественно синтезаторного саунда. В клубной, андеграундной и роковой среде идея уже в то время далеко не новаторская: не первое десятилетие индустриальщики экспериментировали с электронным звучанием, синтетику играли и новые романтики с начала восьмидесятых. Тем не менее, использование полностью синтезаторного звука в среде готической субкультуры было достаточно новым и давало перспективы дальнейшего музыкального развития. «Группы» могли теперь состоять из двух или даже одного человека; а репитиционная база располагаться в одной комнате жилой квартиры; роль ударной установки, гитар, пианино взял на себя синтезатор.
Пожалуй первой, наиболее близкой к darkwave, группой можно считать британцев Alien Sex Fiend: помимо активного использования синтезатора, нехарактерного для других Batcave’овых команд, музыка ASF отличалась ломанными ритмами, эмоциональной «игрой» интонаций голоса вокалиста, а также новой ролью драм-машины в звуковой подложке, всё это позже стало характерной чертой немецких дарквэйвовых коллективов. Хотя в целом, Alien Sex Fiend были достаточно самобытным явлением пост-панка с собственным звучанием, которое в чистом виде унаследовано не было. Так или иначе, видимо благодаря этому коллективу родилась формула: «электронная музыка + мрачные мелодии = дарквэйв», используя которую, ярлычок стал наклеиваться под многие мало-мальски подходящие под неё группы.
В 1985 году в Германии образуется Deine Lakaien - дуэт композитора и клавишника Эрнста Хорна (Ernst Horn) и вокалиста Александра Вельянова (Alexander Veljanov), а в 1986 году музыканты на собственные деньги небольшим тиражом выпускают «первый альбом», который можно считать отправной точкой в появлении локального стиля - «немецкой школы дарквэйв». Мечтательные, романтичные мелодии Deine Lakaien близки музыке волны интеллигентных слащавых new romantic начала восьмидесятых, но при этом холодный синтезатор, богатый голос Вельянова создавали грустные и тревожные настроения. Присутствующий на альбоме ритмичный драмм-машинный бит (часто на фоне общего инструментального минимализма) – приживётся и станет одной из визитных карточек звучания направления, а для описания музыки в духе трека «The mirror men» в дальнейшем будет употребляться выражение «болезненный дарквэйв».
Периодом окончательного формирования стиля и его расцвета стала первая половина девяностых, хотя многие из дарквэйв-коллективов сформировались уже в 1988-90-ых годах, тогда же вышли некоторые демо-записи. Как говорилось выше, эти группы происходили из немецко-говорящих стран, что сказалось на языке лирики, которая в большинстве случаев писалась на родном для музыкантов языке. Примерно в тот же период центр готической субкультуры сместился из Великобритании в Германию. Благодаря сложившейся территориальной локализации, и для того чтобы более четко подчеркнуть принадлежность к группам-основателям направления или обозначить продолжение их традиций иногда используется выражение «немецкая школа дарквэйв», или аббревиатура NDT (Neue Deutsche Todeskunst - в дословном переводе Новое немецкое искусство смерти).
Среди ранних германских дарквэйв групп сложилась традиция независимого издательства альбомов на собственных или тематических лейблах принадлежащим музыкантам других коллективов, что позволило донести творчество до слушателя, при этом остаться в андеграунде. Каждый NDT-проект был по-своему уникален и не похож на остальные, тем не менее, при всём ярком многообразии коллективов, у них присутствовали общие объединяющие черты.
В звучании dark-wave основную инструментальную роль выполняет синтезатор, у большинства групп так же можно выделить специфичный ритмичный драм-машинный бит, довольно часто используются эмуляции живых инструментов, фортепиано, скрипки, различные сэмплы, иногда акустика и электро-гитары. Темп преимущественно средний, при этом нередко встречается ломаный ритм и резкая смена плотности звука.
Для немецкой «темной волны» характерна крайняя экспрессивность в передаче гаммы настроений, которая даже по отношению к настроениям других направлениям готической музыки более тяжёлая: от глубокой меланхолии, до тотальной депрессии, часто истерики и невроза. Особую роль при этом возлагается на вокал - как правило мужской, реже комбинированный, иногда в андрогинной манере, но практически всегда крайне эмоциональный и выразительный. При этом помимо пения, в общепринятом понятии, у NDT-групп не редко присутствуют спокойные или пафосные речитативы, иногда с переходами на шёпот, смех, надрывной крик, часто с постепенным нагнетанием голосом напряжённости и тревоги.
На тексты песен в дарквэйве также возлагается не менее акцентированное значение, порой «пение» представляет собой артистическое зачитывание или выкрикивание стихов. Тематика песен, подчас сугубо личностная, отражающая внутренние душевные переживания, затрагиваются темы одиночества, отчуждённости и неприязни к обществу; популярны общефилософские, религиозные и мистические темы, отдельно стоит упомянуть болезненность, сумасшествие, невроз, шизофрению и прочую путаницу мыслей в голове.
Сценическая визуальная сторона исполнителей соответствует музыке: яркость образов, эксцентричность поведения – всё это характерно для дарквэйва. Имидж музыкантов часто был выдержан в стиле ранней готики восьмидесятых, в частности была популярна андрогинность, костюмы эпохи классицизма, некоторыми эксплуатировался образ грустного клоуна, театрального персонажа.
Не смотря на общую эклектичность, дарквэйв в целом следует считать готическим течением, помимо имиджа музыкантов и общей эстетики, об этом свидетельствует нередкое сходство в звучании с другими готическими стилями, например при добавлении гитар и ускорении темпа музыка становится близка к gothic-rock или вероятней к death-rock, и наоборот, при ослаблении темпа, насыщении звука, смене вокальной подачи – ближе к ethereal; с увеличением синтезаторных полифонических проигрышей и «романтичности» – synth-goth. Подобная разноплановость порой создаёт серьёзную путаницу, очень часто дарквэйвом называют группы с электронным хоть несколько мрачным звучанием, при чём в этот диапазон попадает практически всё, от synth- и electro-goth до martial industrial. Кроме того, часто под «тёмной волной» подразумевается не стиль-звучание группы, а принадлежность к временному периоду творчества, т.е. музыка не 80-ых, поэтому дарквэйвом может оказаться «классический» готик-рок, всего лишь более современный.
Существует мнение, что основателями darkwave являются индастриал-коллективы Die Form, Laibach играющие с начала восьмидесятых, в качестве аргумента указывается их «холодное» минималистическое синтезаторное звучание. Безусловно, индустриальное влияние у darkwave присутствуют, наряду с new wave и в существенно меньшей степени чем от готики. Говорить, что darkwave главным образом индустриальное порождение не приходится, так как индастриал-культура является самородной с собственными принципами и эстетикой, которые немецкой дарквэйв-школой приняты не были.
На сегодняшний день, если отбросить большую часть «дарквэйвовых» стилей и говорить об NDT в чистом виде, то «классических» групп-представителей будет возможно пересчитать по пальцам, к тому же большая часть из них начала свой творческий путь еще в начале девяностых. Тем не менее, направление живо, существует, хоть и уступает в популярности другим индустриально-готическим жанрам.